Недавно меня попросили посмотреть, что стряслось в одной семье с домашним компьютером. Он стал безобразно плохо загружаться, тормозить, невозможно долго открывать файлы и программы. Я подсел к их компьютеру и обомлел! На рабочем столе, замусоренном до предела, набросано различных файлов на 36 Гигабайт (!) Я когда-то сам запускал в работу этот компьютер и знаю, что логический диск С у них ограничен размерами в 60 Гб, чего при нормальной эксплуатации за глаза хватает для оперативной работы. Если учесть, что Windows 7 Home Premium, поставляемая в OEM-сборке, оттягивает на себя максимум 20 Гигабайт, то получается, что компьютер работает «у красной черты», не имея даже нескольких Гигов для развертывания приложений. Это одна из основных, и очень частая причина тупости компьютера. Очистка рабочего стола заняла очень много времени, поскольку перенос файлов из-за той же тупости компа проходил на черепашьей скорости. На своём компьютере  при таком раскладе я бы просто переустановил Windows, но вообще-то у меня такого и быть не могло. Так или иначе, работа эта была выполнена, рабочий стол очищен, на диске С освободилось до половины объема, что является лучшим вариантом для работы системы. Уже этого одного хватило, чтобы вернуть компьютер в рабочее состояние. Далее очистка и оптимизация системы шла значительно бодрее, в штатном режиме.

Как бы банально ни выглядели мои наставления, а вот растут новые поколения юзеров, и то ли их не учит никто культуре пользования компьютером, то ли не внимают они воплям любителей виртуального порядка, но компы у них, как правило, в ужасном состоянии.

А ведь не так уж и много нужно сделать для того, чтобы компьютер работал как часы, не создавая проблем пользователю. Сделайте следующее:

Немедленно удалите с рабочего стола компьютера все папки, фотографии, видеофайлы, документы в Word и Excel и прочее. Перенесите их в другой раздел жесткого диска, не имеющего отношения к системному диску C. Помните, что рабочий стол создан только для ярлыков, а не для самих файлов! Вековое правило, которое никто не соблюдает!

Про очистку рабочего стола я уже сказал. Лично я даже ярлыков на рабочем столе не держу, у меня стол пуст, как барабан. Там только корзина и гаджеты. Потому что семерка и десятка у Windows отлично организованы и все необходимые приложения и файлы  можно взять без труда с панели задач, предварительно закрепив их на нем. Учите матчасть!

Далее, перестаньте, наконец, пользоваться системными папками Мои документы, Моя музыка, Мои рисунки и т.д. Создайте подобные папки со своими названиями на другом диске и перенесите всю информацию туда. Потому что они относятся к системному диску С и при выходе из строя системы Windows, что периодически происходит, особенно с любителями поковыряться в реестре без базовой подготовки, велика вероятность потери личной, то есть наиболее ценной информации, хранившейся в системных папках. Кроме того, беспорядочный навал файлов в системные папки уменьшает полезный объем диска С, что моментально сказывается на скорости работы системы в целом.

После того, как были сделаны предыдущие два шага, необходимо воспользоваться программами, очищающими систему от ненужных файлов, «хвостов» от удаленных когда-то программ, системного мусора, следов интернет-трафика. Лично я пользуюсь бесплатной версией WinOptimizer, иногда подключаю Advanced SystemCare. Полезно периодически дефрагментировать диски, есть масса программ для этого, но это уже не принесет столь ощутимого ускорения системы. Это скорее для любителей порядка, перфекционистов, типа меня самого.  Для удаления ненужных программ используйте только те программы, которые после непосредственного удаления проводят очистку реестра от системного мусора, хотя бы IObit Uninstaller или Revo Uninstaller.

Следите за автозапуском программ! Очень многие программы имеют наглость после установки самопрописываться в автозапуске. С помощью того же Revo Uninstaller их нужно безжалостно оттуда удалять, оставляя только самые необходимые.

Следите за заполнением своих логических дисков. Лучше всего держать заполненность дисков не более трёх четвертей общего объёма. В случае необходимости можно превысить этот показатель, но ненадолго и только не на системном диске С. Наращивайте общий объем дисков в соответствии с ростом информационного объема. Для системного диска С настоятельно рекомендую использовать SSD диски типа NVMe или хотя бы SATA3, если на материнской плате нет соответствующего слота, а древние диски HDD оставить для архивных материалов. По идее, в системе должно быть как минимум три диска: Один SSD для операционной системы и программ, другой тоже SSD для оперативной информации (у меня он называется «Опер-часть»), которой пользуетесь каждый день, и один-два, или даже три HDD диска для разной информации, ну, к примеру, один «Мультимедиа», другой «Личная информация», третий «Общая информация». Диски выбирайте по объёмам своей информации. На Диск С достаточно 60 Гб при условии, что там ничего больше не будет, кроме Windows и программ, и всё это займет не более трёх четвертей объема. На оперативный диск можно объём побольше, 120 Гб.

Не нужно создавать рейд-массивы, просто подключайте новый жесткий диск к SATA разъему. Теперь не нужно как раньше переключать перемычки на дисках типа Master и Slave, все просто, при загрузке система сама определит конфигурацию. Если не с первого, то со второго раза.

И не забывать вовремя переносить обновленную информацию с оперативного диска на архивный в соответствии с тематикой. При таком ведении дела вам никогда не придется испытать горечь от потери самого дорогого, что есть в доме – личной информации на компьютере.

Всего несколько правил. И Ваш компьютер будет работать в полную силу. Я полагал, что такие вещи известны каждому, кто хоть раз оседлал стул подле компьютера, но оказался неправ, такие очевидные вещи оказываются неочевидны очень многим пользователям.  Что ж, будет невредно лишний раз напомнить тем, кто знает все это не хуже меня. А может быть, для кого-то это станет откровением. Ведь ряды пользователей растут и ширятся каждый день. И оказывается, далеко не все владеют азами элементарной компьютерной культуры. И вот, вместо того, чтобы психовать по поводу зависающей DOTA или Battlefield, надо периодически проводить несколько несложных  манипуляций и вернуть своему компьютеру былую скорость и мощь. Думайте!